Статьи

ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сазонова Т.Н.

Самарская обл.,

ГБОУ СОШ №4

п.г.т. Алексеевка г.о. Кинеля

 

 

 

ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Современные требования к обучению диктуют необхо­димость создания учащимся благоприятных условий для всестороннего развития личности, способной ориентироваться в современном обществе. Это приводит к перестройке содержания общего полного среднего образо­вания.

Чтобы быть успешным, обучение в школе по мнению С. Френе должно отвечать законам природы. "Ребенок подобно растению, создает себя изнутри, и этот про­цесс строго индивидуален. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению "материальной базой", где он черпает ре­сурсы, необходимые для его питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к нему эти ресурсы, необходимые для его питания и роста, создать для него благоприятную питательную среду" Совре­менный ребенок в обычной базовой школе, на наш взгляд, не имеет такой благоприятной среды, обеспечивающей ему условия всестороннего разви­тия.

Но для решения данной проблемы огромную помощь может оказать в рамках программы регионального  компонента базисного учебного плана курса «Основы проектной деятельности» для учеников 5-6 классов с учебным модулем «Способы проектной деятельности». Предлагаемый модуль на наш взгляд действительно поможет учащимся получить неплохой опыт применения методов наблюдения и эксперимента в модульных ситуациях, что облегчит им в дальнейшем работу с реальными задачами поиска и сбора первичной информации в частности на уроках физики.

Что касается возрастных особенностей, то младшие школьники остаются еще "почемучками", а младшие подростки отличаются своей любознательно­стью. Важно не упустить эти моменты в развитии ребенка. Поэтому в своей работе я стараюсь проявлять дальновидность и помочь стимулировать любозна­тельность детей, чтобы приобрести преданных почитателей физики, буду­щих ее "знатоков", активных своих помощников. Поэтому для того, чтобы работа была действительно продуктивной, необходимо, чтобы занятия по физике с учащимися VI классов носили систематический характер.

Возникший интерес детей к чему-либо необходимо развивать и поддержи­вать, иначе информация пройдет бесследно. "Как все психические свойства личности интерес зарождается и развивается в процессе деятельности Опыт самостоятельной деятельности содействует тому, чтобы любопытст­во и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес" [Выражаясь словами Л С Выготского: "... знание, не проведенное через личный опыт, вовсе не есть зна­ние". Таким образом, мы приходим к тому, что подготовку детей VI класса к физике необходимо осуществлять через собственный опыт ученика, который определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды.

Проведенный мною анализ программы и информационных материалов показал, что хотя в них и заложены потенциальные возможности  высокого уровня самостоятельности учащихся на всех этапах выполнения, остается невыясненным методика и технология проведения этих занятий; их формы и методы.

Б.Т. Лихачев подчеркивает, Что «…Только участвуя практически и систематически в многообразной, обязательной деятельности, рождающей многообразие отношений, ребенок способен ощутить в себе и зафиксировать влечение, развить в себе стремление к той или иной деятельности». Предоставленные информационные материалы  действительно реально выполнимы и соответствуют возрастным особенностям учащихся, но, на мой взгляд, необходимо включать в содержание занятий темы, которые  наиболее сложные (трудные в усвоении) для учащихся  в 7 классе.