Сазонова Т.Н.
Самарская обл.,
ГБОУ СОШ №4
п.г.т. Алексеевка г.о. Кинеля
ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современные требования к обучению диктуют необходимость создания учащимся благоприятных условий для всестороннего развития личности, способной ориентироваться в современном обществе. Это приводит к перестройке содержания общего полного среднего образования.
Чтобы быть успешным, обучение в школе по мнению С. Френе должно отвечать законам природы. "Ребенок подобно растению, создает себя изнутри, и этот процесс строго индивидуален. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению "материальной базой", где он черпает ресурсы, необходимые для его питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к нему эти ресурсы, необходимые для его питания и роста, создать для него благоприятную питательную среду" Современный ребенок в обычной базовой школе, на наш взгляд, не имеет такой благоприятной среды, обеспечивающей ему условия всестороннего развития.
Но для решения данной проблемы огромную помощь может оказать в рамках программы регионального компонента базисного учебного плана курса «Основы проектной деятельности» для учеников 5-6 классов с учебным модулем «Способы проектной деятельности». Предлагаемый модуль на наш взгляд действительно поможет учащимся получить неплохой опыт применения методов наблюдения и эксперимента в модульных ситуациях, что облегчит им в дальнейшем работу с реальными задачами поиска и сбора первичной информации в частности на уроках физики.
Что касается возрастных особенностей, то младшие школьники остаются еще "почемучками", а младшие подростки отличаются своей любознательностью. Важно не упустить эти моменты в развитии ребенка. Поэтому в своей работе я стараюсь проявлять дальновидность и помочь стимулировать любознательность детей, чтобы приобрести преданных почитателей физики, будущих ее "знатоков", активных своих помощников. Поэтому для того, чтобы работа была действительно продуктивной, необходимо, чтобы занятия по физике с учащимися VI классов носили систематический характер.
Возникший интерес детей к чему-либо необходимо развивать и поддерживать, иначе информация пройдет бесследно. "Как все психические свойства личности интерес зарождается и развивается в процессе деятельности Опыт самостоятельной деятельности содействует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес" [Выражаясь словами Л С Выготского: "... знание, не проведенное через личный опыт, вовсе не есть знание". Таким образом, мы приходим к тому, что подготовку детей VI класса к физике необходимо осуществлять через собственный опыт ученика, который определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды.
Проведенный мною анализ программы и информационных материалов показал, что хотя в них и заложены потенциальные возможности высокого уровня самостоятельности учащихся на всех этапах выполнения, остается невыясненным методика и технология проведения этих занятий; их формы и методы.
Б.Т. Лихачев подчеркивает, Что «…Только участвуя практически и систематически в многообразной, обязательной деятельности, рождающей многообразие отношений, ребенок способен ощутить в себе и зафиксировать влечение, развить в себе стремление к той или иной деятельности». Предоставленные информационные материалы действительно реально выполнимы и соответствуют возрастным особенностям учащихся, но, на мой взгляд, необходимо включать в содержание занятий темы, которые наиболее сложные (трудные в усвоении) для учащихся в 7 классе.